Антикварный салон "Сокровища Петербурга"   О нас
Каталог
Новинки
Шедевры
Выставки
Статьи
Новости
Вопросы
Контакты
 

Время создания: конец 19 века
Материал, техника: бронза
Размеры: 41 х 63 х 16 см.
Цена По запросу





Вы можете купить данный товар, уточнить цену, а так же получить дополнительную информацию связавшись с нами по телефонам (812) 764-50-18 и (812) 713-13-36 или написав нам прямо с сайта


Подробное описание

В настоящем изображении представлен молодой Вакх со своими спутницами - вакханками. В центре рельефа помещена фигура опьяненного бога, выступающего вперед. Пошатываясь, он ищет опору у фигуры вакханки в хитоне в левой части композиции. Она стоит спиной, повернув к нему голову, в поднятых руках держа кроталы (род кастаньет). Бог одет в длинный плащ, наброшенный на плечи. Хотя на левом плече имеется фибула, она ничего не скрепляет, и плащ обнажает почти всю фигуру спереди. Обращают на себя внимание и другие детали: на выставленной вперед ступне - сандалия, а в волосах виден венок (последнее и определяет персонажа божеством). В правой руке у Вакха лира, которую также придерживает рукой вакханка, расположившаяся рядом на ложе, согнув одно колено под себя. Ее обнимает за плечи третья вакханка, приставшая с колен на ложе. Длинные плащи распахнуты, обнаруживая прекрасные нагие тела, концы плащей отведены вниз круглыми отвесами (также как и концы плаща Вакха и хитона кроталистки). Предмет, который расположен справа на ложе и выглядящий как подушка, на самом деле является мехом для вина (бурдюком) - видны перекинутая ручка и стянутое отверстие. В таком виде композиция прославляет Вакха и его чудесный дар - вино, дарующее веселье и забвение.

 

С точки зрения иконографии классической скульптуры настоящий рельеф представляет собой интересное преобразование известных прототипов. Основой для заимствования темы могло послужить изображение на мраморном рельефе конца 2 в. до н. э. со сценой визита опьяненного немолодого Диониса, поддерживаемого спутником, к поэту, возлежащему на ложе. Античные варианты этого рельефа могут также включать дополнительную женскую фигуру на ложе. Создатель настоящего бронзового рельефа также был хорошо знаком с рельефом мраморного сосуда, т. н. кратера Боргезе, датируемого концом 2 - началом 1 в. до н. э., со схожей композицией предстояния Диониса и его свиты. На ней Дионис представлен уже молодым в длинном свисающем плаще, один край которого - точно также как и на нашем рельефе - ниспадает с правого бедра божества, показывая его мужскую наготу. Справа от божества фигура вакханки с лирой, а слева повернутая к нему спиной вакханка- кроталистка. Эти мотивы послужили отправными элементами для преобразования и создания композиции на настоящем бронзовом рельефе.

 

В позднеэллинистическом искусстве лира, прежде постоянный атрибут бога искусств Аполлона, становится также атрибутом Диониса (Вакха) и его спутников. Примером может служить камея с изображением сидящего с лирой Вакха, которого за плечи обнимает его возлюбленная Ариадна. Кстати, именно этот мотив - объятие сидящих Диониса и Ариадны, часто встречающийся и в других видах античного декоративно-прикладного искусства, - стал прототипом для фрагмента с двумя вакханками на ложе на нашем рельефе. Интересно отметить, что левая иЗ этих женских фигур сохранила даже мужской тип прически с ниспадающими локонами, тогда как кроталистка и крайняя справа вакханка имеют одинаковый тип укладки волос с подвернутыми с боков волосами, завязанными на темени в пучок.

 

Центральная фигура на бронзовом рельефе также демонстрирует явление трансформации прототипа. Мотив поддержки опьяненного Диониса был распространен в античном искусстве в мелкой бронзовой пластике, в круглой мраморной скульптуре, на мозаичных панно, на многофигурных композициях стенок мраморных саркофагов. Как правило, Диониса поддерживает кто-то из его мужских компаньонов - силен или сатир. Но последний пример (мраморный саркофаг) показывает также и фигуру вакханки, к которой протянута рука пошатывающегося Диониса. Не приходится сомневаться, что мастер бронзы был прекрасно осведомлен о разнообразии античных памятников с вакхическими темами. Даже такая маленькая деталь, как прикрепленный к концу плаща или хитона отвес, был увиден и скопирован с подлинных античных композиций.

 

Популярность темы и ее частая повторяемость в различных материалах и видах эллинистического и римского искусства не позволяют выделить единственный образец, на который ориентировался создатель настоящего бронзового рельефа. Вместе с тем этот факт указывает, что автор проявил изрядную изобретательность, уйдя от прямого копирования и применив метод преобразования иконографических источников.

 

кандидат искусствоведения А. В. Круглов


Экспертное заключение